Интерактивное агентство «Кельник»

Святослав Бочкарев Руководитель отдела разработки

О себе

Я руковожу отделом веб-разработки в агентстве. В «Кельнике» я около четырех лет, начинал с менеджера проектов, постепенно дошел до уровня, когда мне доверили не только ключевые проекты агентства, но и весь отдел разработки. Сейчас я делегировал большинство оперативных задач отдела своим коллегам, что позволяет мне больше времени уделить вопросам продаж и маркетинга.

До «Кельника» я работал в компании, которая занималась электронной коммерцией, и там тоже начинал с менеджера проектов, после чего возглавлял отдел клиентской поддержки. Так я смог эволюционировать через несколько ступеней — поддержки и производства, сейчас набиваю шишки в продажах.

Профессиональный опыт

Опыт работы в клиентской поддержке показал, что еще на стадии продажи у клиентов возникает множество вопросов, которые всплывают после запуска веб-продукта. Поэтому, будучи уже в «Кельнике» я начал анализировать, как развить процесс таким образом, чтобы вопросов было меньше, и считаю, что достиг в этом неплохих результатов, внедрив в работу процессы аналитики и проектирования, пред- и постпроектного интервьюирования клиентов и корректно распределив ответственность между всем специалистами, участвующими в проекте.

Я отношусь к тем людям, которых раньше называли веб-мастерами. В конце 90-х интернет-разработка мало кому была интересна, и вообще Интернет тогда в целом был уделом «красноглазиков». Я делал разные сайты своими силами или с друзьями, однако понимал, что лучше справляюсь с организационными задачами, нежели с написанием кода, и твердо решил когда-нибудь попробовать свои силы в профессиональной веб-студии. В какой-то момент мне позвонили из «Кельника» и предложили работу менеджера проекта. Мне очень понравилась атмосфера на собеседовании, это был разговор двух людей, которые успели побывать и технарями, и управленцами. Итог разговора — я стал частью команды «Кельника».

Мои ожидания от агентства совсем не совпали с реальностью. Я предполагал, что это будет маленькая компания из 10 человек с бородатыми дядьками-программистами. Когда увидел порядка 40 сотрудников, большие кабинеты и адекватных ребят, то был очень удивлен. Про сам «Кельник» я ничего не знал, сайт агентства на тот момент был ужасен, хотя студия занимала хорошие позиции в каком-то рейтинге.

За годы работы в компании мое управленческое мировоззрение сильно поменялось. В сравнении с прошлым местом, где сотрудников надо было постоянно пинать, ситуация в «Кельнике» существенно отличается. Я понял, что эффективное управление может быть не только с помощью «кнута», есть более действенные методы, а также люди, которых не надо пинать и стоять над душой — важнее правильно сформулировать задачу, объяснить зачем и в какие сроки ее нужно сделать. Дальше уже вопрос формирования команды людей, которым действительно интересно заниматься делом. На мой взгляд, сейчас мы собрали именно такую команду и перестроили под нее наши процессы.

Коммуникации между отделами — это всегда больное место любой компании. Объективно говоря, как только появляются отделы вместо проектных команд — начинается распиливание зон ответственности и теряется фокус. Мы пришли к выводу, что так делиться на «княжества» и сидеть в своем замкнутом мире неэффективно, и, более того, это снижало качество и оперативность выполнения работы. Например, нельзя хорошо спроектировать сайт, не учитывая «сеошные» потребности, соответственно необходимо контактировать с оптимизаторами, не получится внедрить новые инструменты в разработке, не обучив им коллег в отделе поддержки. Таким образом, мы выстроили собственную схему взаимодействия, при которой минимизировали размытые ответственности и конфликтные ситуации. Для некоторых проектов и этого бывает мало, приходится привлекать другие компании, коммуникации с которыми — ключевой момент в управлении проектом.

Интересных проектов было много, но особенно запомнился проект для компании «ЮИТ», который мы делали давно. Для того времени проект был очень сложен технически, например, необходимо было верстать все под шестой ослик. Мы делали сайт в тот переломный момент, когда люди начали уходить от технологии Flash в сторону HTML-решений, набирали популярность разные айфоны и андроиды. Мы убили много времени для того, чтобы сделать интерактивный выборщик квартир, калькулятор ипотеки. Нашей целью было сделать сайт, который по-настоящему помогал бы клиентам заказчика — покупателям недвижимости — находить квартиру, а менеджерам продаж — сократить время на обслуживание. Поиск этого решения стал ключевым событием в «Кельнике», с окончанием проекта «ЮИТ» началась новая эпоха развития компании в строительной тематике, мы получили большое количество заявок с просьбой «сделать так же как у «ЮИТа». Что касается меня, в проекте пришлось решить огромное количество технологических и организационных вопросов, что серьезно прокачало мой уровень как менеджера проектов.

До «Кельника» я никогда не выступал на конференциях. Сейчас, работая в агентстве, я периодически посещаю профессиональные и клиентские конференции, все чаще в качестве спикера. Привить желание выступать и развить базовые навыки мне помогли коллеги, спасибо им за это.

Помимо выступлений на крупных форумах типа RIW или IBC, мне нравятся мероприятия, организованные СПЕЦИА (Содружество цифровых агентств), поскольку собирается благодарная публика, с желанием делиться и впитывать знания, а не фокусироваться исключительно на пиаре. Думаю это связано с тем, что организатором мероприятий выступает не сторонняя компания или одно агентство, а группа компаний, заинтересованных в развитии рынка.

Для будущих сотрудников

Легко ли новичку освоиться в компании? Если говорить о начинающих специалистах, на мой взгляд, им тяжело не только освоиться, но и вообще найти работу и выдавать требуемый результат. Поэтому мы берем таких ребят в отдел поддержки и прокачиваем их до суперменов. Сейчас большая часть разработчиков пришла к нам именно из отдела поддержки. Так мы получаем подготовленных сотрудников, которые уже прошли ряд ступеней в профессиональном развитии, они знают наши процессы, требования и ожидания, и в поддержке работали с теми же сайтами, которые нами же создавались. Для них переход в разработку — это новый вызов, более сложные и интересные задачи, новая ступень в профессиональном развитии. Эта стратегия хорошо себя зарекомендовала.

Если речь о профессионале с серьезным опытом в других компаниях, то здесь все зависит от личных качеств человека. На собеседовании для меня важно узнать его ожидания и систему ценностей, сопоставить их с тем, что мы можем предложить. В «Кельнике» есть своя культура, свои ценности, и важно, чтобы человек разделял их. В противном случае ему будет здесь некомфортно, одиноко и он быстро уйдет.

В агентстве новичку освоиться несложно. Одна из ключевых ценностей — это стремление сотрудника развиваться и решать все более сложные задачи. Если человек намерен стать серьезным специалистом и готов вкладывать все усилия для этого — в нашей компании он быстро освоится и ему будет комфортно, потому что здесь сформирована подходящая среда.

Пожелание соискателям — перестать переживать о том, что у них мало опыта и их никуда не возьмут. И еще, не надо стесняться своего незнания. Незнание — это нормально, в «Кельнике» научат.